• 1.png
  • 2.png
  • 3.png
  • 4.png

Трудоустройство и выбор профессии как вызовы техногенной эпохи – 2

Справедливости ради нужно заметить, что разрыв между университетским образованием и главными вызовами современности – это не только российский, но и общемировой тренд. Образование, включая высшее, традиционно является одной из самых консервативных сфер общественной жизни. Оно всегда отстает от экономики. Но это не может продолжаться бесконечно. Чтобы понять это, достаточно познакомиться, например, с книгой «Накануне схода лавины: высшее образование и грядущая революция» Майкла Барбера, Кейтелин Доннелли и Саада Ризви.

Книга Выбор профессии

Ее авторы полагают, что точно так же, как новые технологии и глобализация в течение предыдущих 20 лет преобразовали ведущие секторы экономики, они в течение 20 последующих лет преобразуют университеты. При этом вузовские системы образования, пользуясь достижениями новой технологической революции, должны создавать собственные средства для эффективного обновления. В лидеры выйдут те университеты, у которых скорость трансформационных процессов будет выше.

Применительно к проблеме трудоустройства это, среди прочего, означает, что вузам нужно научиться как можно быстрее перестраиваться на подготовку специалистов по самым новым и востребованным профессиям. И это сложнейшая задача для всех университетов, поскольку период ответственного планирования для бизнеса (основного работодателя для выпускников) в условиях постоянного процесса производства технологических инноваций и чередующихся мировых кризисов составляет не более двух лет. Между тем университетские образовательные программы длятся от четырех до щести лет, не считая времени на их разработку. Не менее трудной задачей становится и само определение вузами наиболее перспективных, с точки зрения трудоустройства выпускников, направлений профессиональной подготовки.

Различные международные и отечественные консалтинговые агентства, а также ведущие периодические издания в сфере управления, бизнеса и образования ежегодно предлагают свои рейтинги профессий.

рейтинг профессий

Так, например, эксперты, на мнение которых ссылалось информационное агентство РИА Новости в 2008 г., прогнозировали, что в 2018 году десятью самыми нужными профессиями будут: инженер,  IT-специалист и программист, нанотехнолог, биотехнолог, маркетолог, логист, эколог, медик, химик и специалист, связанный с сервисом. Здесь же говорилось о том, что трудно будет устроиться на высокооплачиваемую работу представителям социальной сферы, научным сотрудникам, веб-дизайнерам, брокерам и пластическим хирургам. Десятка самых востребованных на ближайшее будущее профессий по версии журнала Forbes 2009 года выглядела следующим образом: универсальный солдат, GR-менеджер, геронтолог, эксперт в сфере альтернативной энергетики, специалист по ведению бизнеса в странах Африки, журналист-агрегатор, специалист по труднодобываемым запасам нефти, специалист по генной инженерии, урбанист, межнациональный и межконфессиональный конфликтолог. С позиций сегодняшнего дня можно оценить, насколько сбылись или не сбылись эти прогнозы.

А вот из самого свежего и интересного: в 2014–2015 гг. лучшие эксперты, представлявшие крупнейшие компании – флагманы отечественной экономики и работавшие под эгидой Агентства стратегических инициатив и Московской школы управления «Сколково», предложили две редакции «Атласа новых профессий».

Атлас новых профессий

Этот «Атлас» стал результатом серьезных междисциплинарных исследований и применения форсайт-технологий. Здесь обозначены не только 186 новых профессий, которые должны появиться до 2030 года (некоторые – до 2020-го), но и 57 профессий-«пенсионеров», которые должны к этому времени полностью исчезнуть. Среди первых, например, такие: IT-медик, оператор медицинских роботов, молекулярный диетолог, архитектор «энергонулевых» домов, проектировщик личной безопасности, science-художник, координатор образовательной платформы, ментор стартапов, редактор агрегаторов контента. Среди вторых – бухгалтер, стенографист, документовед, библиотекарь, юрисконсульт, нотариус, журналист, переводчик, турагент, экскурсовод, логист, системный администратор.

уходящие и приходящие профессии

Подобные списки приходящих и уходящих профессий можно, наверное, создавать и дальше. В чем-то они будут совпадать, в чем-то существенно расходиться. В целом можно сказать, что выбор образовательного направления для вуза, как и выбор профессии для выпускников школ, в ХХI веке можно приравнять к принятию важных управленческих решений в ситуации повышенной неопределенности и риска.

Что же все-таки должно являться основанием для принятия таких решений? Думается , что для университетов – это постоянное зондирование инновационной экосистемы как комплекса влияющих друг на друга условий, обеспечивающих создание и развитие новых промышленных и предпринимательских структур. Причем на всех ее уровнях: глобальном, национальном, региональном. Особое внимание нужно уделять таким факторам, как технологические инновации и экспертное мнение работодателей – ведущих отраслевых компаний и предприятий. Результатом такого никогда не прекращающегося экосистемного аудита должны стать своевременные корректировки существующих университетских образовательных программ, закрытие неперспективных и открытие абсолютно новых.

Понятно, что такая оперативность и направленность на решение конкретных задач той или иной отрасли экономики или сферы общественной жизни возможны только на уровне магистратуры.

оперативность

Хотя на практике именно эти «природные» свойства магистерских программ часто не реализуются в полной мере. Что касается бакалавриата, он предназначен для иного: формирования прежде всего общих профессиональных компетенций и навыков. В их числе – креативность, умение работать в мультикультурных средах; способности к сотрудничеству, самоорганизации и самообразованию. Именно эти компетенции являются самыми востребованными сегодня и в обозримом будущем, по мнению участников круглого стола «Человеческий капитал. Как растить кадры для экономики 2025+» Форума стратегических инициатив, проходившего 21–22 июля 2016 года в Москве на ВДНХ.

Теперь о том, на что нужно ориентироваться абитуриентам вузов при выборе образовательного направления и к чему себя готовить. Во-первых, к смене профессий на протяжении всего своего трудоспособного возраста. Она может быть более или менее кардинальной, но избежать ее совсем вряд ли удастся. Во-вторых, к тому, что университет – это только начало обучения профессии, точнее, профессиям. Учиться придется всю жизнь. Отсюда относиться к бакалавриату нужно как к закладке фундамента всей своей будущей карьеры, а к магистратуре как возможности получить одну из самых актуальных профессий на ближайшие несколько лет. Рассматривать и то, и другое как питательную среду для дальнейшего взращивания своих способностей и талантов.

15.jpg

Нужно быть готовым и к тому, что определенные IT-компетенции и приличное знание хотя бы одного иностранного языка являются обязательными условиями будущего успешного трудоустройства независимо от того, идет речь о технаре или гуманитарии. Познакомиться повнимательнее с «Атласом новых профессий» и постараться увидеть связь между ним, собой-настоящим и собой-будущим. Точкой пересечения всего этого и должно стать одно из образовательных направлений, предлагаемых вузом.

Преимущество классического университета перед профильными вузами в том, что он готовит будущих бакалавров и магистров не только как узких специалистов для той или иной отрасли, но и как трансфессионалов. То есть как людей, способных быстро адаптироваться к любым изменениям среды; самостоятельно получать знания, необходимые для успешной профессиональной деятельности в новых условиях; а также менять профессию под себя, расширяя ее границы освоением новых компетенций. Томский государственный университет, как классический университет с богатыми традициями и новыми достижениями, развивает личность студента в целом, его мышление и культуру. Обо всем этом нужно говорить с нашими абитуриентами. А по возможности – и с их родителями, безусловно оказывающими сильное влияние на выбор своих детей.

Эдуард Галажинский,
ректор Томского государственного университета,
доктор психологических наук, профессор

Источник: http://www.tsu.ru/university/rector_page/trudoustroystvo-i-vybor-professii-kak-vyzovy-tekhnogennoy-epokhi-2/